Трансформация дополнительного профессионального образования специалистов лабораторной медицины. Анализ мнений специалистов клинико-диагностических лабораторий

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Дополнительное профессиональное образование обеспечивает соответствие квалификации сотрудника изменяющимся условиям работы и социальной среды, позволяет актуализировать знания и приобретать необходимые новые навыки. Для повышения качества образовательных услуг необходимо систематически анализировать запросы специалистов относительно обучения, однако унифицированная методика для решения данной задачи отсутствует.

Цель — оценить потребность специалистов клинической лабораторной диагностики в повышении квалификации.

Материалы и методы. В период с 25.10.2024 по 20.11.2024 гг. проведено анонимное онлайн-анкетирование 400 специалистов клинической лабораторной диагностики по вопросам повышения квалификации. Сбор голосов осуществлялся на добровольной основе. Опросник разработан с использованием сервиса Google Forms и состоял из 8 основных открытых и полузакрытых вопросов с единичным и множественным выбором. Результаты вносились в электронную базу данных с последующей обработкой с помощью программы Microsoft Office Excel 2018 и представлением в виде таблиц и графиков.

Результаты. В проведённом опросе приняли участие 400 специалистов в возрасте от 20 до 80 лет. Среди прошедших анкетирование 62% ( n =248) респондентов имеют высшее медицинское образование, 38% ( n =152) — высшее немедицинское образование. Стаж работы по специальности менее 5 лет у 10% ( n =40) респондентов, от 5 до 20 лет у 44% ( n =177), более 20 лет у 46% ( n =183). Подавляющее большинство, 95% ( n =382) опрашиваемых, заявили о работе в государственной лаборатории, 5% ( n =18) — в частной. Большая часть участников отдали предпочтение смешанному формату обучения — 41% ( n =164), 34% ( n =134) респондентов заявили о желании обучаться дистанционно, 25% ( n =101) — очно. Длительность повышения квалификации 144 ч и более выбрали 47% ( n =188) ответивших, 63% ( n =212) отдали предпочтение более коротким курсам. Финансировать собственное обучение готовы 16% ( n =62) респондентов, подавляющее большинство, 84% ( n =338), готовы учиться за счёт средств Федерального бюджета или средств организации, в которой они работают.

Заключение. Появление инновационных методик исследований, внедрение новых технологий, совершенствование нормативно-правовой базы — всё это диктует необходимость постоянного обучения и повышения квалификации, особенно в такой практико-ориентированной специальности как клиническая лабораторная диагностика. Содержание и формат программ повышения квалификации должны обновляться на регулярной основе в зависимости от потребностей специалистов.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Алексей Викторович Бугров

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: avb81@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-1404-4699
SPIN-код: 4321-6433

канд. мед. наук

Россия, Москва

Татьяна Евгеньевна Кузнецова

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

Email: tanyakuzya@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0002-1063-9492
SPIN-код: 2927-6952
Россия, Москва; Москва

Дарья Григорьевна Кисиличина

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Московский многопрофильный научно-клинический центр им. С.П. Боткина

Email: kisilichina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5683-4931
SPIN-код: 6400-8278

канд. мед. наук

Россия, Москва; Москва

Елена Александровна Кашолкина

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

Email: e.kasholkina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9395-7578
SPIN-код: 4251-2731
Россия, Москва; Москва

Александр Польевич Ройтман

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Email: a-roitman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2592-6857
SPIN-код: 5400-7815

д-р мед. наук

Россия, Москва

Владимир Владимирович Долгов

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Email: vvdolgov@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0002-6257-5024

доктор медицинских наук, профессор

Россия, Москва

Михаил Андреевич Годков

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского

Email: mgodkov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9612-6705
SPIN-код: 4871-6150

д-р мед. наук

Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Fedotov AV, Belyakov SA, Klyatchko TL, Polushkina EA. Periodical cycle of training for additional vocational education: facts and demands. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(1):38–50. doi: 10.15826/umpa.2018.01.004
  2. Viktorov VV, Akhmerova SG, Nazarova EM, Khismatullina GYa. Organization of training of specialists for work in conditions of distribution of the new coronavirus infection COVID-19. Bashkortostan Medical Journal. 2020;15(3):40–44. (In Russ.) EDN: JZCHTQ
  3. Godkov MA, Dolgov VV, Roytman AP, et al. Interactive Professional Training of Specialists of the Clinical Laboratory Service in the Diagnosis of SARS-CoV-2. The Pedagogy of Professional Medical Education. 2021(4):65–77. (In Russ.)
  4. Zolotarev PN, Krasnova NN. Opinion of the Specialists with Higher Degree as a Criterion for Rating the Quality of Clinic-diagnostic Laboratories Work. Siberian Medical Journal. 2015;136(5):85–88. (In Russ.) EDN: VMGIDT
  5. Kulikova NYu. Online educational platform as a factor in the study of interactive learning technologies in a network environment. World of Science. Pedagogy and psychology. 2020;8(4):1–13. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структура анкетированных по месту проживания.

Скачать (62KB)
3. Рис. 2. Графики распределения ответов респондентов по параметрам обучения в зависимости от возраста: a — формат обучения; b — кратность обучения; c — длительность программ повышения квалификации.

Скачать (207KB)
4. Рис. 3. Распределение ответов респондентов о параметрах обучения в зависимости от стажа работы.

Скачать (192KB)
5. Рис. 4. Структура ответов по выбранному источнику финансирования.

Скачать (101KB)
6. Рис. 5. Распределение частот встречаемости ответов по направлениям повышения квалификации.

Скачать (192KB)

© Бугров А.В., Кузнецова Т.Е., Кисиличина Д.Г., Кашолкина Е.А., Ройтман А.П., Долгов В.В., Годков М.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС 77 - 86785 от 05.02.2024 (ранее — ПИ № ФС 77 - 59057 от 22.08.2014).