Орнитологическая метафора как средство создания зримого образа в поэтической баталистике начала XIX в.
- Авторы: Поташова К.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный областной педагогический университет
- Выпуск: № 6 (2024)
- Страницы: 115-127
- Раздел: Язык художественной литературы
- URL: https://kld-journal.fedlab.ru/0131-6117/article/view/652398
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131611724060071
- ID: 652398
Аннотация
Целью исследования является выявление смысловой составляющей орнитологической метафоры в словесной баталистике конца XVIII — начала XIX в. Для достижения поставленной цели в статье определяются источники художественной образности батальной поэзии, на материале «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» раскрываются поэтические механизмы создания объемного образа, обладающего высокой силой воздействия. Установлено, что орнитологическая метафора, образующая особо значимый пласт метафорики «Собрания...», функционирует как устойчивая номинация для представления оппозиции «воин — враг», как образ-замена для создания батальных картин и как образ-эмблема, наделяющая поэтический текст через визуальную символику дополнительными смыслами. В статье проводится сопоставление тенденций использования и особенностей конструирования орнитологической метафоры в былинах, исторических песнях, древнерусской воинской повести с батальной поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, поэтов-очевидцев событий Отечественной войны. В результате проведенного исследования доказано, что орнитологическая метафора в качестве инструмента визуально ориентированного воздействия прошла путь от традиционно закрепленной семантики к индивидуальным контекстуальным смыслам, сохранив при этом свои основные, ядерные значения — создание образа воина, врага, сражения, победы. Утверждается, что словесная баталистика 1810-х гг., развивающаяся в свете смены художественных парадигм, была ориентирована на трансформацию изобразительной системы, постепенный отказ от аллегорических картин в пользу онтологически наполненного образа. В поэзии периода Отечественной войны 1812 г. выявлен процесс индивидуализации метафоры, пополнение орнитологических образов дополнительными символическими оттенками и смыслами, коррелирующими со сложившимся во время войны 1812 г. в русском обществе мировоззрением.
Полный текст

Об авторах
Ксения Алексеевна Поташова
Московский государственный областной педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ka.potashova@mgou.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Адрианова-Перетц В. П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.-Л.: Изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1947. 188 с.
- Айзикова И. А. Историко-литературное значение «Собрания стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году» // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 31–41.
- Айзикова И. А., Воробьева Т. Л. Восприятие изобразительного текста: проблематизация, актуализация, новые методологические подходы // Текст. Книга. Книгоиздание. 2022. № 30. С. 37–57. doi: 10.17223/23062061/30/3.
- Ермоленко С. И. «Среди военных непогод...»: 1812-й год в творческой судьбе К. Н. Батюшкова // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: Сборник научных статей, Екатеринбург, 13 марта 2020 года. Екатеринбург: [б. и.], 2020. С. 235–243.
- Киселева И. А. Роль событий войны 1812 года в формировании имперских настроений русского общества первой трети XIX века: к вопросу о патриотизме Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 182–187.
- Киселева И. А., Поташова К. А. Истоки и образное воплощение имперского сознания М. Ю. Лермонтова // Проблемы исторической поэтики. 2022а. Т. 20. № 3. С. 87–100. doi: 10.15393/j9.art.2022.11242.
- Киселева И. А., Поташова К. А. Набросок Лермонтова «У России нет прошедшего...» в контексте «восточного вопроса»: к проблеме художественной историософии поэта // Научный диалог. 2022б. Т. 11. № 3. С. 265–283. doi: 10.24224/2227-1295-2022-11-3-265-283.
- Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX–XX вв. Вып. 1. «Птицы». М.: Языки русской культуры, 2000. 480 с.
- Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 219–235.
- Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.
- Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 435–456.
- Святославский А. В. Образы природы в русской одической поэзии XVIII — начала XIX вв.: функциональные особенности и значение для литературного процесса // Два века русской классики. 2021. Т. 3. № 2. С. 40–61. doi: 10.22455/2686-7494-2021-3-2-40-61.
- Тодоров Цв. Теория символа. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 409 с.
- Трофимова Н. В. Орел и змея в русском фольклоре и литературе XII — начала XIX вв. // Семантика народной культуры в литературе: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 15–16 марта 2018 года. М.: Московский педагогический государственный университет, 2018. С. 26–34.
