Роль выбора стиля лидерства и руководства для управления клинико-диагностической лабораторией: краткий обзор литературы

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассмотрена роль заведующего клинико-диагностической лабораторией с точки зрения руководства и лидерства. Выбор стиля лидерства и руководства играет важную роль для управления клинико-диагностической лабораторией. Каждый стиль имеет свои преимущества и недостатки, и выбор определённого стиля зависит от целей, задач и особенностей лечебно-профилактического учреждения. Авторитарный стиль лидерства может быть эффективным при необходимости быстрого принятия решений или в условиях кризиса, однако он может вызывать недовольство среди сотрудников и привести к конфликтам. Демократический стиль лидерства, напротив, позволяет учитывать мнения и предложения всех участников процесса, что способствует повышению мотивации и улучшению командной работы, но может занять больше времени на принятие решений. Существуют также комбинации стилей лидерства, например, ситуационный стиль — эффективный для создания и внедрения нового в организации. Важно учитывать особенности данной клинико-диагностической лаборатории, её размер, количество сотрудников, сложность используемых процессов и технологий, а также требования системы менеджмента качества к воспроизводимости и точности результатов. Например, если лаборатория является централизованной организацией с большим количеством подразделений, то может быть эффективным использование комбинации различных стилей лидерства в зависимости от конкретных задач. Выбор стиля лидерства и руководства для управления клинико-диагностической лабораторией должен основываться на анализе ситуации, потребностях, целях организации и личности руководителя, а также на учёте мнения и предпочтений её сотрудников. Выявление сотрудников с лидерским потенциалом и инвестирование в их обучение имеет важное значение для лечебно-профилактического учреждения, которому необходимо подготовить своих будущих лидеров.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Маргарита Михайловна Федорова

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: mm_f@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-5457-2752
SPIN-код: 9766-5270

канд. мед. наук, доцент

Россия, Москва

Ольга Александровна Абрамова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Email: oabramova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0003-4845-3511
SPIN-код: 4008-6761

канд. психол. наук

Россия, Москва

Александр Польевич Ройтман

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Email: a-roitman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2592-6857
SPIN-код: 5400-7815

д-р мед. наук, профессор

Россия, Москва

Михаил Андреевич Годков

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования; Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского

Email: mgodkov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0854-8076
SPIN-код: 4871-6150

д-р мед. наук, профессор

Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Yenice S., Orth M., Randell E., Khine A. Leadership basics for clinical laboratory professionals. IFCC Committee on clinical laboratory management. IFCC, 2019.
  2. Савинова С.Ю., Васильева Е.Н. Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для вузов. Москва : Издательство Юрайт, 2023.
  3. Шалунова М. Личная эффективность: Учебное пособие. Москва : Альпина Паблишер, 2016.
  4. Weiss R.L. The Role of the Laboratory Medical Director: Responsibilities, Expectations, and Challenges // ASCP Annual Meeting/WASPaLM XXVI World Congress; 2011 Oct; Las Vegas, NV. Доступ по ссылке: http://dn3g20un7godm.cloudfront.net/2011/AM11SA/141.pdf Дата обращения: 18.12.2018.
  5. Leadership and management. In: Operations manual for delivery of HIV prevention, care and treatment at primary health centres in high-prevalence, resource-constrained settings. Geneva : World Health Organization, 2008. P. 264–281.
  6. Bass B., Avolio B., Jung D., Berson Y. Prediction unit performance by assessing transformational and transactional leadership // Journal of applied psychology. 2003. Vol. 88, N 2. P. 207–218. doi: 10.1037/0021-9010.88.2.207
  7. Andersen E. Are leaders born or made? 21.11.2012 [дата обращения: 25.09.2023]. В: Forbes [Internet]. Forbes Media LLC. c2024. Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/erikaandersen/2012/11/21/are-leaders-born-or-made/#63abb20d48d5
  8. Lord R.G., Day D., Zaccaro S., Avolio B., Eagly A. Leadership in Applied Psychology: Three Waves of Theory and Research // Journal of applied psychology. 2017. Vol. 102, N 3. P. 434–451. doi: 10.1037/apl0000089
  9. Lewin K., Lippit R., White R.K. Patterns of Aggressive Behaviour in Experimentally Created “Social Climates” // Journal of social psychology. 1939. Vol. 10, N 2. P. 271–301. doi: 10.1080/00224545.1939.9713366
  10. Liden R., Panaccio A., Meuser J., Hu J., Wayne S. Servant leadership: Antecedents, processes, and outcomes. In: David V.D., editor. The Oxford handbook of leadership and organizations. New York, NY : Oxford Press, 2014. P. 357–379. doi: 10.1093/oxfordhb/9780199755615.013.018
  11. Greenleaf R. Servant leadership: A journey into the nature of legitimate power and greatness. Mahwah, NJ : Paulist Press, 1977.
  12. Likert R. New Patterns of Management. New York : McGraw-Hill, 1961.
  13. Wang Q., Hou H., Li Z. Participative Leadership: A Literature Review and Prospects for Future Research // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. doi: 10.3389/fpsyg.2022.924357
  14. Giltinane C.L. Leadership styles and theories // Nursing standard. 2013. Vol. 27, N 41. P. 35–39. doi: 10.7748/ns2013.06.27.41.35.e7565

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС 77 - 86785 от 05.02.2024 (ранее — ПИ № ФС 77 - 59057 от 22.08.2014).

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах