Лермонтовские реминисценции в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
- Авторы: Ушакова Е.И.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 83, № 2 (2024)
- Страницы: 111-116
- Раздел: Статьи
- URL: https://kld-journal.fedlab.ru/1605-7880/article/view/657058
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1605788024020091
- ID: 657058
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» в контексте романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, что обусловлено сходством ситуаций, обрисованных в «Бежином луге» и в «Фаталисте»: герои, носители западной культурной традиции, ждут от «простого человека» ответа на вопрос, есть предопределение или нет, – и не получают ответа. Анализ черновой редакции рассказа и хода работы Тургенева над текстом «Бежина луга» показывает, что изменения, вносимые автором, последовательно увеличивают сходство с «Фаталистом». В рассказе «Бежин луг» в паре «простой человек / носитель западной культурной традиции» происходит (в сравнении с «Фаталистом») перераспределение ролей: носителю западной культурной традиции остаются сомнения, а обладает решительностью и является носителем русского сознания Павлуша – крестьянский мальчик. Мировоззрение «простого человека» сочетает несочетаемое: и идею детерминированности, и абсолютную свободу, иллюстрируя амбивалентность русского сознания. Столкновение сомневающегося героя с носителем национального сознания не разрешает сомнений героя и, скорее, подтверждает безнадежность его поисков. Подчеркнутая (в соотнесении с «Фаталистом») активность «простого человека» делает невозможным поиск героя времени среди «наследников Печорина» и открывает новый этап поисков национального героя. Соотнесение рассказчика из «Записок охотника» с Печориным позволяет по-новому взглянуть на проблему творческих связей Тургенева и Лермонтова, уточнить, каким был взгляд Тургенева на лермонтовского героя и проблемы, поднятые в романе «Герой нашего времени», в начале 1850-х годов.
Полный текст

Об авторах
Е. И. Ушакова
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: ek.ushakova@gmail.com
Аспирант филологического факультета
Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1Список литературы
- Лукина В.А. Творческая история «Записок охотника» И.С. Тургенева. Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. 187 с.
- Клеман М.К. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Л.: Гослитиздат, 1936. 224 с.
- Курляндская Г.Б. От «Записок охотника» к повестям и романам // Спасский вестник. 2004. № 10. С. 15–27.
- Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тур- генева. М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1955. 176 с.
- Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л.: Сов. писатель, 1962. 247 с.
- Эйхенбаум Б.М. Вступительный очерк // Тургенев И.С. Записки охотника. Пг., 1918. С. III–VIII.
- Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. М.: Гослитиздат, 1961. 590 с.
- Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева: вопросы генезиса. Л.: Наука, 1980. 133 с.
- Лебедев Ю.В. Тургенев. М.: Молодая гвардия, 1990. 607 с.
- Золотарев И.В. Правдоподобие невероятного в фантастике И.С. Тургенева // Учен. записки Орловского гос. ун-та. 2016. № 3 (72). С. 155–159.
- Руднева Е.Г., Старостина Л.В. Рассказ Тургенева «Бежин луг» в контексте русской литературы // Спасский вестник. 2018. № 26-1. С. 192–207.
- Руднева Е.Г., Папилова Е.В. Рассказ Тургенева «Бежин луг» в литературном контексте. Статья вторая // Спасский вестник. 2020. № 27. С. 37–46.
- Муратов А.Б. Автор-рассказчик в рассказе Тургенева «Бежин луг» // Автор и текст: сб. статей / Под ред. В.М. Марковича, В. Шмида. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 179–192.
- Истомин К.К. «Старая манера» Тургенева (1834–1855 гг.): Опыт психологии творчества. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1913. 128 с.
- Курляндская Г.Б. И. С. Тургенев и русская литература. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
- Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.: Изд-во МГУ, 1987. 301 с.
- Лисенкова В.А., Парсиева В.А. Тургенев и Лермонтов (К проблеме творческой преемственности) // Вопросы стиля и метода в русской и зарубежной литературе. Пенза. 1969. С. 37–57.
- Назарова Л.Н. О лермонтовских традициях в про- зе И.С. Тургенева // Проблемы теории и истории литературы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 261–269.
- Усок И.Е. Историческая судьба наследия М.Ю. Лер- монтова // Время и судьбы русских писателей. М.: Наука, 1981. С. 78–80.
- Трофимова Т.Б. Лермонтовский «подтекст» в цикле И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе» // Русская литература. 2005. № 1. С. 124–132.
- Прозоров Ю.М. В поисках русской идентичности. Национальный характер в «Записках охотника» И.С. Тургенева // Спасский вестник. 2017. № 25. С. 5–28.
- Лермонтов М.Ю. Собр. сочинений: В 4 т. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. 4. Проза. Письма. Л.: Наука, 1981. 591 с.
- Тургенев И.С. Полн. собр. сочинений и писем: В 30 т. Т. 3. Записки охотника. М.: Наука, 1979. 526 с.
- Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 288 с.
- Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.: Просвещение, 1989. 188 с.
- Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова // Лит. наследство. Т. 43/44. М.Ю. Лермонтов. Кн. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1941. С. 517–628.
- Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 372 с.
- Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. 382 с.
Дополнительные файлы
