История создания учебного фильма по клинической лабораторной диагностике — начальный этап клинического моделирования в медицинском образовании
- Авторы: Захарова Н.Б.1, Долгих Т.И.2, Русецкая Н.Ю.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
- Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
- Выпуск: Том 69, № 2 (2024)
- Страницы: 46-51
- Раздел: Исторические статьи
- Статья опубликована: 15.02.2024
- URL: https://kld-journal.fedlab.ru/0869-2084/article/view/646711
- DOI: https://doi.org/10.17816/cld646711
- ID: 646711
Цитировать
Полный текст



Аннотация
В 1970-е годы XX века в СССР активно проводилась реорганизация лабораторной службы. Одним из ключевых специалистов в этой области была Морозова Виктория Тазаретовна — профессор, заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики Российской медицинской академии последипломного образования, доктор медицинских наук.
В 1971 г. В.Т. Морозова была назначена главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения СССР по клинической лабораторной диагностике. Под её руководством клинико-диагностические лаборатории были выделены в самостоятельные отделения в составе лечебно-профилактических учреждений, что положило начало внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс.
В.Т. Морозова также принимала участие в создании первого учебного фильма по клинической лабораторной диагностике «Методы исследования желудочной секреции». Этот фильм получил разрешение на тиражирование и стал учебно-методическим пособием для медицинских вузов СССР.
Опыт клинического моделирования, полученный с помощью кино, был успешно использован кафедральным коллективом в 2020-е годы во время пандемии новой коронавирусной инфекции. Он позволил в кратчайшие сроки перевести учебный процесс в онлайн-формат с использованием цифровых технологий. Были разработаны семинары, краткосрочные учебные курсы, аудио- и телеконференции для специалистов клинико-диагностических лабораторий России.
Полный текст

Об авторах
Наталия Борисовна Захарова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Автор, ответственный за переписку.
Email: nata.zakharova.49@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-9410-2240
SPIN-код: 5354-6327
д-р мед. наук, профессор
Россия, СаратовТатьяна Ивановна Долгих
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
Email: t.dolgih@fedlab.ru
ORCID iD: 0000-0001-6005-966X
SPIN-код: 5639-0238
Пензенский институт усовершенствования врачей, д-р мед. наук, профессор
Россия, ПензаНаталия Юрьевна Русецкая
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: rusetskayanu@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0121-1112
SPIN-код: 2648-0546
д-р биол. наук, доцент
Россия, СаратовСписок литературы
- Viktoriya T. Morozova (On the 80th anniversary of his birth). Clinical laboratory diagnostics. 2007;2:52–53. (In Russ.) EDN: HFYEFR
- Barinov VG. Historic aspects in the management and development of a clinical express-diagnostic laboratory in a large multi-functional hospital. Kremlin Medicine Journal. 2017;1(4):18–25. EDN: YODAKE
- Surmach EM, Malkhin MR. Simulation-based medical education — pro and contra. Journal of the Grodno State Medical University. 2019;17(6):713–719. doi: 10.25298/2221-8785-2019-17-6-713-719
- Orlov AD. Cinema in the pedagogical process and scientific work of the medical school. Moscow: Medicine; 1966.
- Mal GS, Dorodnykh IA. The use of scientific research cinema in the modern pedagogical process of a medical university. Fundamental research. 2008;5:79–80. EDN: IRPGHL
- Godkov MA, Dolgov VV, Vavilova TV, et al. Problems and possible ways to solve them when in various ways of reading reading a lecture course in modern epidemiological conditions on the example of the discipline «clinical laboratory diagnostics». Modern problems of science and education. 2022;2:158–158. doi: 10.17513/spno.31683
- Sirotkina OV, Vavilova TV, Kukharchik GA, et al. Training of specialists for personalized medicine in a modern medical university. Russian Journal for Personalized Medicine. 2024;4(6):485–494. doi: 10.18705/2782-3806-2024-4-6-485-494. EDN: ELIYNB
- Vavilova TV, Sirotkina OV, Chernysh NYu, et al. Laboratory medicine in modern teaching clinical physicians. Russian Journal of Cardiology. 2021;26(1S):4385. doi: 10.15829/1560-4071-2021-4385
- Zolotarev PN, Cherkasov SN. The current state of clinical laboratory diagnostics (literature review). University proceedings. Volga region. 2018;4(48):173–190. doi: 10.21685/2072-3032-2018-4-18
- Edsjö A, Russnes HG, Lehtiö J, et al. High-throughput molecular assays for inclusion in personalised oncology trials — State-of-the-art and beyond. J Intern Med. 2024;295(6):785–803. doi: 10.1111/joim.13785
- Goh PS, Sandars J. A vision of the use of technology in medical education after the COVID-19 pandemic. MedEdPublish. 2020;9:49. doi: 10.15694/mep.2020.000049.1
- Mannello F, Plebani M. Current Issues, Challenges, and Future Perspectives in Clinical Laboratory Medicine. Journal of Clinical Medicine. 2022;11(3):634. doi: 10.3390/jcm11030634
Дополнительные файлы
